ЕЛАБУГА - ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ...

Этот уездный город славится благотворительностью во всём нашем Отечестве. (Вятские епархиальные ведомости)

Каталог статей :: Елабужские мифы

Чудесное ослепление Пугачева

Один из елабужских мифов гласит, что наш город, подвергшийся в годы крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (в 1773-1775 гг.) осаде войск, был чудесным образом спасен от разграбления и уничтожения благодаря тому, что сам Пугачев под Елабугой неожиданно ослеп.

В конце июня 1774 г. «бунтовщик» и «смутьян» Емельян Пугачев подошел со своей армией к Елабуге, чтобы разграбить ее и сжечь. стоит напомнить,, что в описываемое время наш город был селом Трехсвятским. В 1780 г. Трехсвятское стало городом и было переименовано в Елабугу. Итак, согласно И. В. Шишкину, Пугачев, выдававший себя за императора Петра III, появился под Трехсвятским, чтобы покарать жителей села, о «котором ранее слышал, что оно полгода противилось его шайкам». Действительно, в январе 1773 г. селяне оказали «шайкам» Пугачева серьезный отпор (сам Пугачев тогда в наших краях не бывал).

Икона спасителяВ неопределенном состоянии духа Пугачев 28 июня 1774 г. подошел к Елабуге. Жители, собравшись у храма Спасителя, решали, что им делать и как «отвратить страшную наступающую грозу». Решили идти навстречу Пугачеву с иконой Спасителя, «на которую надежда в то несчастное время была столь спасительна». Но, отмечает Шишкин, они шли встречать не императора Петра III, а «злодея, которому Промысел попустил на время быть владыкою их жизни и смерти». Священник Григорий Замятин пошел с наперстным крестом. Несколько человек несли икону, все шли в унынии и безмолвии, ожидая, что ждет их. «Старшина селения Михаил Кусакин вместе с селянами пали ниц, из-под рук высматривая, кого они встречают; но взоры их в то время были слишком омрачены страхом смерти…». Пугачев, обратив внимание на икону Спасителя, соскочил с коня и, сотворив три земных поклона, приложился к кресту, к иконе.

Перед жителями Елабуги Пугачев предстал таким: «роста он был среднего, но широк в плечах; борода черная, небольшая; глаза быстрые, проницательные; одежда на нем была вполне казацкая». После такой встречи Пугачев отдал приказ, «чтобы войска его ни для ночлега, ни просто не входили» в Елабугу. Жителям в ожидании своей участи оставалось только «исповедоваться в грехах и молиться о чудесном спасении».

Чудо случилось утром 29 июня: Пугачев «обратил кровожадные свои взоры» на Елабугу, но не увидел ее. Внезапное ослепление поразило и Пугачева, и его приближенных. Дело грозило обернуться паникой. Тут уж не до грабежа. Пугачев хотел отправиться в храм помолиться Спасителю, но посчитал, что напугает местных жителей. Молиться за Пугачева был отправлен один из приближенных Пугачева, которого в селе назвали «ординарцем Пугачева». Он «пришел в соборный храм, где был отслужен молебен за здравие императора Петра III», а потом попросил разрешения у жителей пройти войскам Пугачева через Елабугу, «уверяя их в безопасности именем императора». На момент возвращения ординарца к Пугачеву последний вновь обрел зрение. «Внезапная слепота Пугачева и чудесное прозрение, быть может, покажутся кому невероятными; но всеобщий глас народа — глас Божий — достаточно подтверждает истину этого события», — комментирует Шишкин свое повествование.

Далее события разворачивались таким образом: армия Пугачева потянулась из лугов к селу по дороге, «которая была вблизи Николаевской церкви». Жители попрятались в свои дома, ожидая, чем это кончится. Проходя мимо храма Спасителя, бунтовщики снимали шапки, крестились и молились. «Не сделавши никакого неблагопристойного поступка, они вышли из села и пошли по дороге к селу Лекареву. Далее армия направилась на Мамадыш. Впереди была Казань и ее разорение. На этом фоне как минимум странным кажется то, что Пугачев без особого труда взял Казань, но никак не смог справиться с маленьким селом, имя которому Трехсвятское.


Печать



Связанные статьи: